Александр Моисеенко
ЧТО ГОВОРИТ НАУКА О ЖИЗНИ ПОСЛЕ СМЕРТИ?
Рассказы людей, переживших клиническую смерть, а потом вернувшихся к жизни, известны давно, в частности, они публиковались в дореволюционной православной периодике. Но внимание научного сообщества к этому феномену привлек впервые профессор Моуди, опубликовавший в 1975 г. книгу «Жизнь после жизни». В ней он собрал и описал опыт 150 человек, переживших клиническую смерть. Когда было возможно, он лично встречался с пережившими, смотрел их медицинские документы, подтверждающие клиническую смерть, общался с их врачами и родственниками.
Проанализировав эти рассказы, Моуди пришел к выводу о том, что околосмертный опыт универсален, и очень похож для всех, кто его пережил, вне зависимости от пола, возраста, убеждений, причины клинической смерти и т.д. Он описал его в рамках общей модели, которая состоит из ряда элементов: невыразимость этого опыта в понятиях нашего мира, способность слышать происходящее (человеком, уже находящимся в клинической смерти), ощущение мира и покоя, шум, темный туннель, впечатление "выхода из своего тела", встреча с другими (как правило, умершими родственниками), встреча со Светлым Существом, картины из прошедшей жизни, возвращение.
Исследование Моуди хорошо известно в России, поскольку давно было переведено на русский язык, но не так хорошо известно у нас, что исследвания в этом направлении продолжили другие ученые. В частности, Э. Кюблер-Росс, М. Сабом, М. Роолингз, К. Ринг, М. Морз, П. Фенвик, Дж. Лонг, П. Ломмель, С. Парниа. В особенности стоит обратить внимание на исследования Морица Роолингза. Его исследования оригинальны тем, что кроме « положительного» околосмертного опыта, описанного в шаблоне Моуди (созерцание света, «рая», радость), он обнаружил много случаев «отрицательного» характера (видения «ада», «бесов», ужас).
Изначально Роолингз скептически смотрел на большинство сообщений о посмертных ощущениях, но его взгляды резко изменились после случаев, когда реанимированные лично им пациенты в ужасе сообщали, что побывали в аду. Он стремится представлять на суд читателя информацию, полученную от реанимированных пациентов сразу после «оживления», а не давние воспоминания, поскольку заметил, что негативные воспоминания быстро вытесняются. Так, один пациент, приходя в себя, в ужасе кричал, чтобы доктор не переставал проводить реанимацию, ибо он находится в аду. Но уже через два дня тот же больной уже не смог (или не захотел) ничего вспомнить про ад, а помнил только стандартное приятное: выход из тела, покой, красивые пейзажи, яркий свет — но, впрочем, стал после своей клинической смерти ревностным христианином.
Ролингз установил, что случаи видений «ада» при смерти так же часты, как и «рая», но это не было зафиксировано исследователями-психологами, так как последние не присутствовали при процессе реанимации, а позже неприятные и ужасные впечатления вытеснялись в подсознание, забывались, либо пациенты просто не хотели о них говорить. Роолингз еще добавляет про «демоноподобных существ из тьмы», и подчеркивает: «Я не встречал еще ни одного человека, который, пережив такое, оставался агностиком или атеистом». Он останавливается на независимых подтверждениях рассказов переживших о порядке медицинских процедур, одежде персонала и т. п.
В одном случае некая медсестра предприняла попытку самоубийства, после которой находилась в глубокой коме, однако смогла с точностью до мелочей вспомнить в какой одежде был реанимировавший ее Роолингз. В другом, находившийся в состоянии клинической смерти пациент, услышал слова Роолингза и после точно их воспроизвел. Также автор приводит случай, когда слепой будучи вне тела, разглядел обстановку операционной и точно описал ее после реанимации. О самоубийцах доктор Роолингз говорит: «Мне неизвестно ни об одном внетелесном «хорошем» ощущении, вызванном самоубийством». Многие, если не все, таковые ощущения сопровождались видениями «ада» и «демонов».
В свою очередь доктор Джеффри Лонг собрал и проанализировал более тысячи случаев околосмертного опыта, на основании чего выделил семь его особенностей, которые могут свидетельствовать о продолжении жизни души после смерти тела:
1. Ясность восприятия реальности в течение околосмертного опыта, как правило, ярче, чем в повседневной жизни, хотя человек в это время находится без сознания или в состоянии клинической смерти. Элементы опыта всегда последовательны и логичны.
2. То, что пережившие этот опыт видят и слышат во время того, как находятся вне тела, обычно соответствует реальности, и позже часто подтверждается посторонними людьми.
3. О нормальном видении про-исходящего при этом сообщают и пациенты с ослабленным зрением, слепые, и даже слепорожденные.
4. Обычно околосмертный опыт происходит под общей анестезией, когда какое-либо сознательное восприятие невозможно.
5. Обзор жизни, происходящий в это время, включает реальные события из жизни человека, в том числе забытые им.
6. Околосмертный опыт детей, даже самых маленьких, поразительно похож на опыт взрослых.
7. Околосмертный опыт практически одинаков у людей с разных концов света.
Крупнейший современный специалист по этой проблеме - Сэм Парниа. В 2008 году он начал проект «AWARE» — международное сотрудничество ученых, врачей и медперсонала, направленное на строго научное тестирование наличия сознания и околосмертных опытов во время остановки сердца.
В 2014 году были опубликованы официальные результаты проекта AWARE в журнале «Resuscitation» — официальном издании Европейского Совета Реаниматологии. Описан полностью зафиксированный на всех стадиях случай, когда пациент рассказал, что видел процесс реанимации из верхнего угла комнаты, дал точное описание действий медперсонала и использования дефибриллятора, что впоследствии было подтверждено, как и то, что пациент в этот момент был клинически мертв. С. Парниа подчеркивает, что таким образом был научно зафиксирован случай полного сохранения сознания во время клинической смерти, и что это не может быть объяснено какими-либо ранее известными научными гипотезами.
Православное объяснение этого феномена предложили иером. Серафим (Роуз) и еп. Александр (Милеант). Оба отмечали, что умирающие еще не достигали стадии мытарств, а их видения рая и ада не являются подлинными, но могут, по мнению еп. Александра, быть предвкушениями оных, данными Богом для вразумления.